ПРИНЯТО

 

   Педагогический совет

протокол № 14

от 30.08.2010г

СОГЛАСОВАНО

 

  Председатель управляющего совета

______С.В.Гришина

протокол № 14

 от 25.08.2010г

УТВЕРЖДЕНА

 

Директор школы

_______Г.А.Приходько

приказом  № 1/7

         от   01.09.2010 г.                                                                                       

 

 

 

               Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Макеевская  средняя общеобразовательная школа»

на 2010-2015г

 

 

 

Содержание

1.Информационная справка о школе…………………………… 2 стр

2.Основные направления программы…………………………    4 стр

3. Проблемно-ориентированный анализ жизнедеятельности школы…………...............................................................................8 стр

3.1. Анализ реализации программы развития за 2005 – 2009 годы…………................................................................................. 8 стр

3.2. Анализ результатов образовательного процесса…………  9 стр

4. Философия ……………………………………………………13стр

5. Миссия школы………………………………….......................20 стр

5.1. Анализ внешней среды (PEST- анализ)…………………   24 стр

5.2. Анализ внутренней среды(SWOT-анализ)………………  26 стр  

5.3.Модель выпускника……………………………………………………  29 стр

6.Концептуальные основы программы развития………………………………29 стр

7. Цели и задачи программы…………………………………………………….31стр

8.Приоритетные направления реализации программы развития школы…….32 стр

9 Сроки и этапы реализации программы ………………………40 стр

10. Ожидаемый конечный результат …………………………  40 стр

11. Управление программой ……………………………………41 стр

12. Основные мероприятия по реализации программы……… 41 стр


 

 

 

 

 

 

 

1.     Информационная справка о школе

 

Страничка истории

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Макеевская  средняя общеобразовательная школа» построена в 1988 году. Выпускники поддерживают связь со школой через ассоциацию выпускника.

 

Внешние связи школы

Школа расположена в с. Макеево   Зарайского  района. На территории села находятся детский сад №26,  СДК Макеево, Макеевский ФАП, сельская библиотека, Макеевская ДШИ, ЗАО Макеево, отделение сельского поселения Каринское .

Школа сотрудничает со всеми субъектами социокультурной среды села.

 

Режим работы

Режим работы школы организован в соответствии с требованиями СанПиН и закреплен Уставом школы: шестидневная рабочая неделя для учащихся 5-9классов и пятидневная неделя для учащихся начальных классов;

 

Обучающиеся

С 1 сентября 2010 года в школе обучается 109 учащихся, они скомплектованы в 9 классов-комплектов. Наполняемость классов в среднем составляет 12.1 человека.

В школе обучаются дети из 2 населенных пунктов   Макеевского  участка сельского поселения Каринское. Среди учащихся школы дети из опекаемых и приемных семей (9), дети из многодетных семей (15), 1 ребёнок-инвалид обучается в среде своих сверстников и 2 человека на индивидуальном обучении, 4 ученика (3,7%) из малоимущих семей,  которые  нуждаются в материальной поддержке, 1 ребенок нуждается в специальном (коррекционном)  обучении, 4 обучающегося – это дети с ограниченными возможностями здоровья : астма, врождённый порок сердца, ВСД, миопия, ожирение.

95%детей с основной и подготовительной группой.

 

Родители

Среди родителей школы 67 % служащих, 8 % не имеют постоянной работы. 22.8% родителей имеют высшее образование, 43.1% - среднее специальное.

 

 

 

 

  Педагоги

В школе работает стабильный педагогический коллектив, учреждение укомплектовано кадрами на 100 %. Средний возраст педагогов 40 лет. Средний педагогический стаж 20 лет. 68% педагогов – выпускники Макеевской  школы. 87,3% педагогов имеют высшее образование. Преподавание учебных предметов осуществляют педагоги соответствующих специальностей.

За последние 3 года наблюдается положительная динамика образовательного уровня педагогов. 88.3% педагогов имеют квалификационные категории (23.3% - высшая, 43.4% - первая, 21.6% - вторая). В числе работающих педагогов награждены  18 человек (86%). Педагоги школы ежегодно представляют свой педагогический опыт на профессиональных конкурсах разных уровней.

2 педагога школы стали победителями приоритетного национального проекта «Образование».

 

    Пояснения к учебному плану школы

Учебный план школы создан на основе Базисного учебного плана 2004 года и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения.

 На 1 ступени обучения реализуются программы обучения. На 2 ступени обучения предоставлены часы для освоения курсов по выбору предпрофильной подготовки. Преподавание на 3 ступени ориентировано на развитие самостоятельных навыков, теоретического мышления, творческих способностей и постепенный переход к профильному обучению.

Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов, содержание предпрофильного образования. Региональный компонент представлен  3-й часом  физической культуры.

Индивидуальные и личностные потребности учащихся школы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

 

    Программно – методическое обеспечение

Образовательный процесс осуществляется на трех ступенях обучения по соответствующим образовательным программам, рекомендованным Министерством образования. Степень обеспеченности учебниками на всех ступенях составляет 98,6%. Ежегодно выписываются периодические издания Библиотека оснащена мультимедийным оборудованием и электронными пособиями.

Имеется выход в Интернет. Создан сайт образовательного учреждения.

 

 

 

          Материально – техническая база школы

     Школа располагается в типовом двухэтажном здании, построенном в 1988 году,   на 166 мест.  На территории школы находится: земельный участок, который имеет 3 зоны: учебно-опытную зону, зону  отдыха, спортивную с грунтовым покрытием, имеющую беговую дорожку, яму для прыжков, две полосы препятствия. 

Наличие зеленых насаждений достаточное.

Школа располагает спортивным залом, тренажерным залом (9 тренажеров),  библиотекой с небольшим читальным залом, общий фонд библиотеки составляет 10 293 экземпляров: учебной литературы – 4827 экземпляров, художественной  - 5466 экземпляров.

Общее количество учебных кабинетов с учетом малых кабинетов для занятий по группам 14; две мастерские (обслуживающего труда и комбинированная мастерская);  два компьютерных класса, оснащенных компьютерами; с выходом в интернет; кабинет физики, оборудованный вытяжным шкафом, к ученическим столам подключено электропитание.

           

 Финансовые ресурсы

С 2006 года школа самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность. Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные средства.

2.      Основные направления деятельности школы в соответствии с запросами общества.                          

  Организация учебного процесса.

Учебный процесс в школе осуществляется по государственным программам начального, основного и общего (полного) образования. Предполагается развитие системы факультативных и элективных курсов в соответствии с запросами школьников и их родителей. Элективные курсы разрабатываются учителями и утверждаются Методическим школьным объединением.  К 2012 году планируется расширить их количество.

 

 

Предшкольная подготовка

 

Работа по предшкольной подготовке направлена на выравнивание начальных условий обучения в начальной школе для всех будущих первоклассников, решение вопросов преемственности между дошкольным образованием и начальным обучением, включая решение психолого-педагогических проблем. В 2011-2013 годах предполагается расширить налаженное сотрудничество с детским садом, воспитанники которого обучаются в школе, систематизировать проведение ежегодных педагогических консилиумов по теме «Методические основы преемственности образования и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе», сделать регулярным посещение учителями начальной школы родительских собраний и проведение консультаций для родителей дошкольников. Главная задача, которая ставится перед начальной школой при этом – не подменять воспитание и обучение в детском саду, а всемерно развивать детей, способствуя становлению базовых психических структур, физическому развитию детей. Второе направление предшкольной подготовки – проведение трехнедельных занятий учителей с будущими первоклассниками с целью знакомства детей со школой и учителей с детьми, перед началом которых проводится индивидуальное обследование ребенка, на основании чего проводятся консультации для родителей и будущих первоклассников по проблемам организации учебной деятельности.

Обучение в начальной школе.

 

Работа учителей начальной школы направлена на формирование основных учебных навыков и умений школьников, выявление их увлечений и интересов. В настоящее время учителя начальных классов работают по традиционной программе «Школа Росси». В 2012 году предполагается обобщить опыт работы учителей по данной системе, при этом шире использовать информационно-коммуникационные технологии в преподавании основ наук, а также организовать дополнительные занятия школьников по дополнительной образовательной программе «Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся».

В соответствии с особенностями нового  содержания образования со 2 класса начинается раннее изучение иностранного  языка, реализующее идеи личностно-ориентированного характера образования. В начальной школе используются  современные методы преподавания,  мультимедийные компьютерные технологии на уроках математики, русского языка, второй год ведется эксперимент  в начальной школе  по новому режиму дня  - 35- минутные уроки  с 1 по 4 классы

 

Обучение в основной школе.

 Организация предпрофильной подготовки в основной школе.

 

В настоящее время образовательный процесс осуществляется в рамках реализации государственной программы модернизации образования и решения проблемы самореализации на уроках учителя и ученика. В основной школе формируются фундаментальные знания во всем предметам областях.

Обучение в 5-8 классах осуществляется по общеобразовательным программам. Дополнительно учащимся предлагаются различные факультативные курсы в целях определения и развития интересов школьников, в том числе связанные с их будущим.                                                                                                                                             Организация предпрофильной подготовки в 9-х классах осуществляется  через систему элективных курсов, факультатив.

   Методическая работа.

В основе методической работы в школе лежит обеспечение качественного процесса обучения школьников. Организация методической работы в период до 2015 года предполагает развитие системы использования средств для полной самореализации учителя и ученика в ходе учебно-воспитательного процесса, включая изменение форм и способов организации образовательного процесса и постоянный анализ их эффективности.

При этом предусматривается следующее:

- организацию деятельности методического объединения  школы как органа, концентрирующего внедрение и обновление передовых педагогических технологий,               

 - работу школьных методических объединений учителей-предметников;                                             - развитие системы обобщения и распространения инновационной деятельности учителей как основы для их аттестации.

 Организация мастер-классов, тематических семинаров, участие учителей в педагогических проектах различных уровней;                             

  - совершенствование использования технологий разноуровневого обучения, блочно-модульного обучения, игровых методов, лекционно-семинарско-зачетной системы, проектных методов обучения;                                                                                                                             - изучение и внедрение в практику новых педагогических технологий;                                                     - организация работы творческих микрогрупп учителей по конкретным темам;                                    - активное внедрение новых методик преподавания, включающих здоровьесберегающие технологии и информационно - коммуникационные технологии;                                                                                                                                                         - активизация самообразовательной работы учителей;                                                                                    - использование в этих целях средств INTERNET;                                                                                            -  создание информационной системы ознакомления учителей с нормативными документами и рекомендациями органов управления образованием различных уровней;                                                                                                                                                                            - внедрение ИКТ в систему учета знаний учащихся.

 

 

   Демократизация управления школой.

Одно из основных направлений демократизации управления школой – формирование общественно-государственного управления. При этом предполагается:

-совершенствование деятельности педагогического) и родительского советов школы;                                            

-внедрение практики социологических опросов по наиболее актуальным проблемам жизни школы;                                                                                                                                                                     -проведение дней открытых дверей;                                                                                                        -нормативной базы по общественному самоуправлению в школе. 

Обеспечение безопасности школьников.

В целях обеспечения безопасности образовательного процесса в настоящее время в школе организована  охрана;

- оборудована система противопожарной безопасности;

- установлена  дистанционная кнопка экстренного вызова охраны.

    В 2010-2011 учебном году предполагается:

    -установить систему видеонаблюдения,

   - освещение по периметру школьного здания.

В рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности школьники знакомятся с правилами организации своей безопасности и поведением в чрезвычайных ситуациях. В дополнение к имеющимся задачам изучения ОБЖ при этом ставятся также новые:

- уделить больше времени изучению тем, связанных с действиями в различных криминогенных ситуациях, с мерами самозащиты, обучением правилам поведения при захвате террористами в качестве заложников, мерами безопасности при освобождении сотрудниками спецслужб,

- научить школьников находить оптимальные варианты поведения, обеспечивающие безопасность.

Расширять практику ежегодного проведения в школе «Дня гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций».

                        

3.Проблемно-ориентированный анализ жизнедеятельности школы

 

3.1. Анализ реализации программы развития за 2005 -2009годы

Программа развития, предназначением которой было обеспечение перехода школы в режим развития, была рассчитана на 2005-2009 годы и определяла следующие приоритетные направления развития школы:           

 повышение уровня воспитанности учащихся, сохранение и укрепление здоровья, формирование ЗОЖ, повышение качества образования.

Результаты реализации программы:

· обобщенные понятия по таким направлениям личности как социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное усвоены более чем у 70% учащихся школы;

· уровень воспитанности школьников повысился от   % до 80.3%;

· сформирована система ученического самоуправления (органы ученического самоуправления действуют на всех ступенях обучения, на уровне школы и классных коллективов);

· активизировалось участие в социально-проектной деятельности; ежегодно проводятся школьные конкурсы социально-культурных проектов;

· в системе проводится внеклассная работа, ориентирующая учащихся на ЗОЖ;

· данные по состоянию здоровья школьников имеют положительную динамику;

· введен третий час физической культуры и расширен спектр детских объединений спортивно-оздоровительной направленности, что способствовало удовлетворению потребностей учащихся в физической активности и физическом развитии;

· в 2009 году осуществлен переход на новый БУП (2004);

· системно ведется реализация регионального компонента БУП;

· в течение трех лет осуществляется предпрофильная подготовка в 7х - 9-х классах;

 . обновлено содержание образования и освоены новые образовательные технологии;

· качество обучения повысилось на 4,2%;

· удалось добиться значительного сдвига в интеграции основного и дополнительного образования учащихся

·          создана и успешно реализуется программа информатизации.

Программа развития на 2005 – 2009 годы, в основном, выполнила свое предназначение, обеспечив переход школы в режим развития и прорыв по приоритетным направлениям развития, а также подготовила базу для разработки следующего этапа развития школы.

Вместе с тем, не удалось добиться         следующего:    не полностью реализованы программы «Семья», «Семейные истоки», «Здоровье». Они  требуют дальнейшего совершенствования,  медицинского обслуживания  школьников.  Недостаточно повысилось качество обучения в связи с неудовлетворительным финансированием и несовершенством материально-технической базы.

 

3.2. Анализ результатов образовательного процесса

Положительные результаты итоговой аттестации в течение трех последних лет

 

2008г.

% выпускников

2009  г.

% выпускников

2010  г.

% выпускников

I ступень

100

100

100

II ступень

100

100

100

III ступень

100

-

-

В целом по ОУ

100

100

100

 

Доля учащихся, закончивших образовательные ступени на «4» и «5»

Ступени образования

Общеобразовательные классы

Классы, обеспечивающие дополнительную (углубленную, расширенную, профильную) подготовку

2008  г.

% выпускников

2009  г.

% выпускников

2010  г.

% выпускников

2008 г.

% выпускников

2009  г.

% выпускников

2010  г.

% выпускников

I ступень

66.7

59.3

43.9

-

-

-

II ступень

43.7

44.6

46.4

-

-

-

III ступень

33.3

-

-

-

-

-

В целом по ОУ

48.3

41.3

45.4

-

-

-

 

Сведения об участии выпускников 9-х классов в государственной итоговой аттестации по новой форме

Предметы

2008_

2009_

2010_

 

Доля выпускников, принявших участие в аттестации по новой форме (%)

Доля выпускников положительно справившихся (% от принявших участие)

Доля выпускников, принявших участие в аттестации по новой форме (%)

Доля выпускников положительно справившихся (% от принявших участие)

Доля выпускников, принявших участие в аттестации по новой форме (%)

Доля выпускников положительно справившихся (% от принявших участие)

Русский язык

-

-

100

82.4

100

91

Математика

-

-

100

82.4

100

100

 

 Сведения об участии выпускников в ЕГЭ

Предметы

2008

2009

2010

 

Доля выпускников принявших участие в ЕГЭ (%)

Доля выпускников положительно справившихся(% от сдававших)

Доля выпускников принявших участие в ЕГЭ (%)

Доля выпускников положительно справившихся (% от сдававших)

Доля выпускников принявших участие в ЕГЭ

(%)

Доля выпускников положительно справившихся (% от сдававших)

Русский язык

100

91.0

-

-

-

-

Математика

100

63.6

-

-

-

-

Обществознание

63.6

71.4

-

-

-

-

Количество учащихся, закончивших образовательное учреждение с медалью

 

Медали

2008г.

2009 г.

2010 г.

 

количество

выпускников

% выпускников

количество

выпускников

% выпускников

количество

выпускников

% выпускников

золотая

1

9.1

-

-

-

-

серебряная

2

18.2

-

-

-

-

Всего

3

27.3

-

-

-

-

 

 Количество учащихся образовательного учреждения занявших призовые (1-3) места на городских и районных предметных олимпиадах (в течение трех последних лет)

2008 г

2009 г

2010 г

2

                            1

                            -

 

 Количество учащихся, ставших лауреатами, призерами  различных предметных конкурсных форм (научно-практические конференции, турниры и т.д.) за последние 3 года (областной, федеральный уровень)

Название

Уровень

Кол-во учащихся

Результат

Фестиваль дизайна. «Вчера. Сегодня. Завтра»

Областной, 2010

3

Диплом участника

Конкурс декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства»

Всероссийский,2010

1

сертификат

Литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!»

Областной, 2010

 

 

 

 

 

 

1

участие

Фестиваль художественного и декоративно-прикладного творчества «Детям Подмосковья безопасную дорогу»

Областной,2010

3

Поощрительный приз

Конкурс декоративно-прикладного и народного творчества «Ёлка нашего детства»

Всероссийский, 2008

2

участие

Конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории»

Всероссийский, 2008

5

свидетельство

Конкурс

«Я -гражданин России»

Областной,2008

5

1 место

Всероссийский детский литературный конкурс «Гагарин в судьбе моей страны»

Областной, 2009

1

1 место

Конкурс творческих работ учащихся «Права человека глазами ребёнка»

Областной, 2009

1

3 место

Конкурс творческих работ учащихся  по изучению родного края «Узнай Россию»

Всероссийский,2009

8

участие

 

               ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Творческие объединения, кружки, секции (на базе ОУ)

 

Кол-во учащихся

% к общему числу

Учащиеся, занимающиеся по программам дополнительного образования

2008 - 121

99.2

2009 - 105

96.3

2010 - 109

97.3

Учащиеся, занимающиеся в объединениях различной творческой направленности:

 

 

художественно-исполнительское творчество

2008 - 75

61.5

2009 - 91

83.5

2010 - 82

73.2

художественно-прикладное творчество

2008 - 28

23.0

2009 - 12

11.0

2010 - 36

32.0

техническое творчество

2008 -   0

-

2009 -   0

-

2010 -   0

-

спортивные кружки и секции

2008 -  82

67.2

2009 -  70

64.2

2010 -107

95.5

другое (указать)

военно-патриотическое

 

 

2008  - 14

11.5

2009  - 14

12.8

2010  - 12

10.7

эколого-биологическое

2008  - 38

31.4

2009 -  36

33.0

2010  - 15

13.4

Эколого-краеведческое

2008  - 48

39.3

2009  - 23

21.1

2010 -   28

25.0

4.2 Результативность деятельности детских объединений

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Творческие коллективы (объединения) учащихся образовательного учреждения были лауреатами и победителями районных, городских конкурсов (в течение трех последних лет)

«Светофор», 3 место в районном конкурсе «Безопасное колесо»

«Маковки», хор, в районном фестивале-конкурсе хоровых, вокальных коллективов,1 место;

«Светофор», в районном конкурсе «ФОРТ-ГАИ», 2 место

-

Творческие коллективы (объединения) учащихся образовательного учреждения были лауреатами и победителями областных конкурсов (в течение трех последних лет)

-

-

-

Спортивные команды победители городских и районных спортивных соревнований

«Кожаный мяч», 3 место

-

-

Спортивные команды участники и победители областных спортивных соревнований

-

-

-

 

        4.ФИЛОСОФИЯ  ШКОЛЫ.
     Всякое человеческое объединение за время своего существования вырабатывает свои традиции, свои формы жизни, свою микрокультуру. Школа есть фрагмент человечества. А значит, школа — это целостный социальный организм. И как в любом социальном организме, в школе должна быть своя система базовых ценностей, своя философия и идеология. Поэтому каждая хорошая школасамоценна.В каждой хорошей школе обязательно существует своя собственная система идей, отражающая образ данной школы. Наличие идей, составляющих центральное место в совокупном образе школы, позволяет эффективно осуществлять процесс образования.  Наша философия — это те методологические принципы, которые лежат в основе педагогической деятельности. Основополагающие принципы философской системы нашей школы:

• Человек существует в этом мире только в связи с другими людьми.
• Только нравственный человек может осуществить эту связь времен.
• Только воспитанный человек в состоянии понимать, сохранять и приумножать достояния общечеловеческой культуры.

• Только развитый, образованный человек может обеспечить поступательное движение человечества на пути прогресса.

• Только здоровый человек способен создать здоровое потомство, здоровое поколение будущих жителей планеты Земля.

• Только человек, обладающий большим объёмом информации и умением произвести отбор этой информации, может адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира. • «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» (Д. Писарев). И все наши учителя соответствуют высоким требованиям, предъявляемым к современному педагогу.
 Из Философии школы естественным образом определяется миссия школы. 

Философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие - эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа.

Философия организации разрабатывается на основе следующих документов: Конституции (Основного Закона), Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Декларации прав человека, Коллективного договора, религиозных писаний (Библии, Корана и др.), устава, опыта лучших организаций, стратегии кадровой политики страны и организации. При разработке философии организации необходимо учитывать: национальный состав работников, тип производства, вид собственности, отрасль народного хозяйства, численность работающих в организации, уровень благосостояния работников, культурный уровень персонала, личные взгляды руководителя.

 

Цель и задачи организации

         Главной спецификой образования как педагогической системы общества, функционирования образовательных учреждений, деятельности всех профессионалов, работающих в них, является помощь в становлении личности обучающихся, объединение просвещения, воспитания, образования, обучения и развития.

Подлинная образованность человека – показатель обретения им духовности, интеллигентности, политкультурности, национальной и религиозной толерантности, творческих возможностей, деятельностной мобильности, выбора цивилизованного жизненного пути и поведения. Образованность проявляется в личных усилиях человека по самореализации, самоутверждению и индивидуальному самовыражению, активности в труде и гражданской позиции, а поэтому ее формирование осуществляется с одновременным внесением вклада в них. Образованность не позволяет человеку смотреть на окружающий мир, природу, людей, общество, государство сквозь призму своих личных интересов, игнорируя зависимости от них и влияния на них.

 Феномен российской сельской школы состоит в ее особом народном духе, национальной ментальности, демократическом устройстве, укорененности и открытости  социокультурной сельской среде. 

В период демократических преобразований в постсоветский период перед сельской школой встала проблема преодоления духовного кризиса. Возможность ее решения возникает в связи с методологической рефлексией философско-педагогических воззрений русских мыслителей (славянофилов, западников, «космистов») и известных деятелей  российского образования XIX-XX вв.

Их анализ позволил уточнить миссию народной школы, выделить философские основания образования в сельской школе, определить ее ценностно-смысловые ориентиры  и принципы жизнедеятельности.

      Миссия сельской школы – быть школой народной, т.е. создаваемой и управляемой народом, выражающей общенародные ценности и цели, связанные с культурой народа, помогающей народу в решении важных проблем жизни, сохраняющей ментальные черты, традиции и создающей новые формы культурной жизни народа.

      Философия образования в сельской школе основывается на идеях антропоцентризма и антропокосмизма, сочетания общечеловеческого и национального, православия и народности, соборности и единства человека, труда и природы.

      Ценностно-смысловым ориентиром жизнедеятельности сельской школы является воспитательный идеал народа, включающий такие ценности как  нравственное и свободное творческое развитие личности. Социально-педагогическим механизмом сохранения ценностно-смысловых основ и традиционализма сельской школы является ее ментальность.

     Выполнение сельской школой своих фундаментальных функций возможно при условии развития сельской школы как инновационного образовательного учреждения, жизнедеятельность которого направлена, с одной стороны, на поддержку сельского социума, а с другой – на создание условий для личностного развития сельских школьников как субъектов истории (страны, села, семьи и т.д.), культуры сельскохозяйственного труда и собственной жизни в открытом гражданском обществе.

     Стратегия развития современной сельской школы в любом ее варианте должна решать следующие ключевые проблемы: создание интегрального образовательного пространства, переход к личностно ориентированному типу образования, развитие государственно-общественных и общественно-государственных форм управления…

 

Философия управления персоналом

Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой.

 Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации.

 В школе созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений:  каждый сотрудник может полностью использовать свои профессиональные навыки; каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных  решений; работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями; созданы безопасные и здоровые условия труда             

 

Элементы философии управления персоналом школы:

 

1. Приоритет в подборе персонала и продвижении кадров отдается жителям села, в котором находится школа.

2. Поддерживается высокий имидж школы в средствах массовой информации, администрации области и в российском регионе.

3. В школе высокая трудовая и исполнительская дисциплина.

4. Идет непрерывное повышение квалификации и рост профессионального     

         мастерства работников.

5. Формирование требований к таким деловым и нравственным качествам работников школы, как дисциплинированность, организованность, исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелательность, преданность, честность, скромность, отраженных в нормативных документах. Стремление коллектива воспитывать эти качества в каждом. Поддержание работоспособности и здоровья.

6. Гибкая политика в оплате труда, обеспечивающая материальное благосостояние работника. 

7. Предоставление социальных благ для работников школы: материальная помощь к отпуску, компенсация расходов на оплату жилья, бесплатное пользование спортивно-оздоровительными учреждениями, подарки к дням рождения и юбилеям, компенсация на оплату детских учреждений,  коммунальных платежей ,строительство и предоставление ипотеки на  жилье.

8.Социальные гарантии выполняются строго в соответствии с законодательством России: оплата отпусков, больничных листов, дополнительные пенсии, оплата расходов в случае смерти сотрудника и др.

9. Поддержание культурных и производственных традиций школы.

 

При формировании философии управления персоналом школы  необходимо учитывать российскую специфику.

Философия школы:

 создание в образовательном и правовом поле школы максимальных возможностей и условий для развития  каждой личности;

решение задач научно-методического и профессионально-педагогического поиска, исследования, инновационного развития;

обеспечение каждому (учащемуся, сотруднику) необходимого уровня образования, нравственной, физической и социальной защищенности, воспитание оптимизма, уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне;

правовое, экономическое, экологическое, социально-гуманистическое, культурно-эстетическое развитие каждого.

 

                                ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТИ  ШКОЛЫ

·         Стремись быть, а не казаться

·         Учись искусству говорить себе правду

·         Выбирай горизонтальную карьеру

·         Ставь большую цель за пределами жизни

·         Радуйся неудаче больше, чем удаче

·         Обходись без жалоб и просьб

·         Ощути силу в безразличии

·         Поступай не потому, что, а для того, чтобы

·         Управляй всем из любой точки

·         Делай не человеку лучше, а человека лучше

·         Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет

·         Хорошее дело должно быть рентабельным

 

Кодекс поведения сотрудников:

 - отношение к школе:

  честность, благодарность и преданность.

- отношение к работе:

   трудовой коллектив - наша вторая семья;

  усердие, ответственность, исполнение долга;

 бережливость, аккуратность, терпимость

 гармония и сотрудничество;

 учтивость и скромность;

 личные и общественные интересы равны;

 школа - это я.

-отношение к старшим, коллегам и подчиненным:

сотрудничество, приязнь и учтивость.

- отношение к себе:

здоровье, прилежание, бодрость и моральная устойчивость.

 

        5.МИССИЯ ШКОЛЫ

      Анализ состояния прогнозирования тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе, - это важная функция управления современной школы. Значимость такого анализа для развития школы огромна: реализация данной функции и входящих в нее задач  позволяет уточнить миссию школы, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений ОУ.

     Выполнение этой функции осложнено:

- расширение и усложнение состава потенциальных заказчиков школы и рост их активности;

- усложнение и дифференциация требований заказчиков к школе;

- недостаточная компетентность большинства заказчиков в вопросах образования и связанные с этим сложности в формировании, озвучивании своего заказа;

- несоотнесенность требований  заказчиков и реальных возможностей школы.

     В этой ситуации школе необходимо изучать, анализировать, прогнозировать и формулировать социальный заказ.

     Изучая социальные ожидания по отношению к Макеевской школе, мы:

1.     выделили субъектов, участвующих в формировании социального заказа   образовательному учреждению:

   - государство (Россия, Московский регион,  которые формулируют свой заказ в   виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

         -   учащиеся;

     - их родители;

      - педагогическое сообщество.

   2. разработали критерии социологического опроса; провели  

    социологический опрос в группах носителей социального заказа;

   3. изучили обобщенные сведения о социальном заказе на образовании,                

        адресуемом Макеевской школе.

   4. Составили  план деятельности школы в соответствии с основными

             требованиями  заказчиков.

            С точки зрения государства, к числу приоритетов совершенствования

            школьного    образования относятся следующие направления:

·        оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

·        усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

·        введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

·        обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

·        информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

 

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями).

 

Родители учащихся хотят, чтобы школа

обеспечила:

·        возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

·        качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

·        начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;

·        интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

• удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

 • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными;

·         приобретения опыта социального  успеха ученика.

 • удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

 • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

 • сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

·        было интересно учиться;

·        имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

·        была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;

·        имелись условия для освоения современных информационных технологий.

·         был социальный успех.

 

Педагоги ожидают:

·        создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

·        улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

·        создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

·        создания условий для социальной успешности школьников       

 

       Суть всех образовательных запросов сводится к одному - достижению нового качества образования и социальной успешности ученика.  Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка, каждый ученик хочет получить в школе качественные знания, которые он сможет использовать в будущем при построении профессиональной и личностной карьеры.

Анализ  социального  заказа позволил сделать вывод:

· изменилась структура запросов родителей;

· требования заказа не соответствуют реальным возможностям школы.

· рассогласованность обучающей и социальной функций школы;

· снижение социальной ответственности семьи.

Поэтому необходимоактивное привлечение к сотрудничеству соответствующих служб и учреждений, а также включение семьи в систему образования через выявление и максимально полное использование огромного воспитательного потенциала современной семьи.

 Но новый социальный заказ, адресуемый государством, родителями и учащимися образовательному учреждению, в условиях сельской школы имеет свою специфику: здесь больше чем  где-либо нужны гарантии того, что полученный в школе уровень образования гарантирует выпускнику социальную успешность. Усиливающаяся бездуховность, вызванная нестабильностью жизни на селе, конфликтность между людьми, в том числе и родными, отчуждение детей от родителей и родителей от социума образуют препятствия в создании единого образовательного пространства, в рамках которого происходило бы гражданское становление культурного жителя села, способного к духовно-нравственному возрождению родного края, ответственного за свою судьбу и будущее Отечество.   Совокупный человеческий ресурс формирующегося гражданского общества так и останется нереализованным, если каждый ученик не будет включен в активную, инициативную и конструктивную совместную со взрослыми деятельность в социуме, добиваясь улучшения качества собственной жизни, укрепляя свое здоровье, избирая свою неповторимую траекторию профессионального самоопределения, ведя творческий поиск, разумно используя свое свободное время.

 Далее был проведен анализ  внешних интересов субъек­тов, которые оказывают влияние на школу, и внут­ренних интересов участников образовательного процесса (администрации, педагогического и уче­нического коллективов).

 

5.1.Анализ внешней среды (PEST- анализ)

Политика

Положительно (+)                                                      (-) Отрицательно

1.Политическая стабильность в стране способствует эффективному решению вопросов образования.

2.Поддержка образования со стороны правительства (Закон «Об образовании», Концепция модернизации образования до 2010года», Нацпроект «Образование» и.т.д.) и региона (Закон «Об образовании в Московской области »,региональный проект «Новая школа»), района (Программа развития образования Зарайского  района)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

Положительно (+)                                                   (-) Отрицательно

1.Оживление производства в районе.

2.Наметились тенденции к увеличению доходов над расходами в консолидированном бюджете района.

3.Уровень жизни населения района постепенно растет.

4.Образование - одна из важнейших сфер деятельности района, занимающая 1 место в расходной части бюджета.

5.Имеются случаи, когда предприниматели оказывают финансовую поддержку учреждениям образования района

1.Дотационный район. Отсутствие градообразующих предприятий, приносящих доход.

2.Сельское хозяйство в районе является ведущей отраслью. Финансовая ситуация остается сложной (кредиторская задолженность).

3.Отсутствие условий, стимулирующих денежные вложения в образование района

Социум

Положительно (+)                                                   (-) Отрицательно

1.Нет межнациональной розни и активных националистических настроений в районе.

2.Наличие учреждений, способных оказывать содействие школе в вопросах воспитания подрастающего поколения.

3.Благоприятные природные условия.

4.Минимальное влияние негативных факторов, характерных для большого города: наркомания, неформальные молодежные группировки.

5.Большинство родителей настроено положительно в отношении школы.

6.Повышение уровня рождаемости.

7.Снижение смертности.

8.Снижение уровня преступности в районе. Основной вид преступлений – кражи.

1.Наличие безработицы способствует развитию сезонной и маятниковой миграции (выезд в соседние города и области, отъезд рабочих на заработки, что способствует относительной безнадзорности детей, отчуждению их от родителей, снижению доли мужского воспитания).

2.Высокая степень оттока населения и миграция, в т.ч. отток молодежи трудоспособного возраста.

3.Низкий уровень доходов населения

4.Невысокий уровень культуры населения .

5. Высокая заболеваемость хроническими заболеваниями в районе.

6. Велика доля бракоразводных процесс.

Управленческие технологии

Положительно (+ )                                                    (-) Отрицательно

1.Развиваются программно-целевые методы управления

 1. Межведомственная разобщенность, в вопросах образования.

     

 

5.2.Анализ внутренней среды (SWOT-анализ)

 

Возможности

Сильные стороны

1.Результаты PEST-анализа (+)  

3.Усиление интеграции основного и дополнительного образования.

6. Усиление инновационной работы.

7. Перевод взаимоотношений социальных структур  и школы с уровня традиционного взаимодействия на уровень социального партнерства.

8.Укрупнение школы за счет оптимизации сети.

1. Достаточно высокая теоретическая и технологическая подготовка педагогов.

2. Достаточный уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.

2. Благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе.

3.История школы и бережное отношение к традициям школы

4. Успешная реализация школьного и регионального компонентов.

5. Использование инновационных технологий обучения и воспитания на всех ступенях

7. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

.8.Предпрофильная подготовка и курс на профильное обучение.

9.Концепция  создания  социокультурного комплекса школы – 2006г. ; моделирование и становление воспитательных систем классов – свидетельство системного подхода в воспитании.

10. Совершенствование модели ученического самоуправления.

13.Развитая сеть объединений дополнительного образования.

  14   В школе действует своя школа искусств с 2002 г.

1 5.Отлаженный механизм школьных методобъединений учителей-предметников и классных руководителей.

16.Опыт функционирования Управляющего совета школы.

17.Информатизация образовательного процесса путем реализации программы по информатизации: имеется доступ к Интернету, оборудована локальная сеть, , функционирует школьный радиоузел.

18 Укрепление материально-технической базы.

Угрозы

Слабые стороны

1.Результаты PEST-анализа (-)

2.Снижение мотивации инновационной деятельности в связи с недостаточностью ее материального стимулирования

3.«Старение» кадров и невозможность привлечения молодых квалифицированных учителей вследствие  отсутствия жилья.

4.Снижение контингента учащихся.

5.Недостаточно развитое взаимодействие социальных структур со школой.

6. Ограниченные возможности курсовой подготовки.

1.Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности

2.Низкий уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся.

 3.Консерватизм части педагогов.

4.Снижение мотивации учебной деятельности школьников на II ступени (7 -8 классы)

5.Отсутствие эффективной системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся. 

Внешняя среда

Внутренняя среда

 

   Из анализа, на данном этапе деятельности школы стало видно, что имеется значительный перечень сильных сторон и вполне преодолимые слабые места. Неиспользованные резервы находятся, в основном, во внешней среде, там же кроются опасности. Таким образом, возникает проблема недостаточной интеграции или даже разобщенности различных учреждений, служб и ведомств, призванных заниматься воспитанием и образованием  детей. 

 Согласование внешних интересов субъек­тов, которые оказывают влияние на школу, и внут­ренних интересов участников образовательного процесса (администрации, педагогического и уче­нического коллективов), выполнение социального заказа, будет обеспечено выбранной миссией школы.

Миссия школы стать духовным и образовательным центром окружающего социального пространства, обеспечить  условия для реализации функции социальной мобильности каждого обучающегося.

 Миссия школы обусловила постановку следующих целей.

Стратегическая цель – создание образовательного пространства через социальное партнёрство  для приобретения  опыта социального  успеха ученика и его качественного образования.

         Тактические цели  связаны с созданием согласованной программы деятельности педагогического коллектива по отбору содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, по освоению новых образовательных и педагогических технологий с учетом здоровьесберегающего потенциала,  по совершенствованию системы оценки полученных результатов с целью достижения нового образовательного результата.

   Выбранное школой содержание образования  формируют качества выпускника, которые  проектируются моделью новой школы.

 

                                          5.3.Модель выпускника

Человек,

освоивший образовательные программы школьного учебного плана и овладевший ключевыми компетенциями;

Человек,

 

сохраняющий интерес к познанию мира, постоянно самосовершенствующийся;                                                                      

Человек,

ориентирующийся на здоровый образ жизни;

Человек,

знающий историю, культуру, обычаи и традиции своих предков; способный к духовно-нравственному возрождению родного края.

Человек,

способный к жизненному самоопределению и самореализации, адаптирующийся в динамично меняющемся мире.

 

   Эта модель имеет самый общий характер и получает конкретное наполнение на каждой ступени образования в соответствии с выдвигаемыми задачами и возрастными особенностям.

 

6.Концептуальные основания Программы развития школы.

 

Концепция развития МОУ Макеевской СОШ ориентирована на решение задач, обозначенных в стратегии  модернизации образования Российской Федерации. Индивидуальность их решения состоит в развитии сельской школы как духовного образовательного центра окружающего социального пространства, который призван обеспечить условия для выявленияи развития способностей каждого ученика, формирования  физически здоровой,творчески развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, умеющего совершенствовать себя и адаптироваться к условиям новой жизни.

В основу концепции заложена идея о том, что такая модель школы, в которой не искусственно, а целостно и естественно соединены сфера знаний, развитие индивидуальности учащегося и его социализация может сформировать личность свободную и гармоничную, способную быть мощным фактором позитивного развития общества и культуры.

Значимость идеи заключается в том, что современная ситуация в сфере образования повышает заинтересованность родителей и детей в получении не только хороших знаний, но и навыков социализации в обществе.

Исходя из вышеизложенного, школа в качестве ведущих ценностей выдвигает следующие:

Открытость и доступность образования. Открытость образования направлена на удовлетворение потребностей учащегося, родителей, социума, на поддержку педагогических, ученических, родительских инноваций. Доступность образования обеспечивается за счет предоставления учащимся возможности выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Вариативность образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, социальных практик обеспечивает максимальный учет индивидуальных особенностей каждого учащегося и формирует наиболее благоприятные условия для его развития, что гарантирует выпускнику возможность самореализации и самосовершенствования.

Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личных целей и личных смыслов. Ключевые компетенции – это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание – это и есть для школы путь перехода от обезличенных, отчужденных от обучающихся «знаний» к личностным смыслам, т.е. к ценностному отношению к знаниям.

Государственно-общественное управление образовательным учреждением. Модель общественно-активной открытой школы характеризуется возникновением новых партнерских и доверительных отношений между учащимися, педагогами, семьей, различными службами и организациями, которые имеют широкое поле охвата и разносторонний характер. Это, в свою очередь, свидетельствует о возникновении несколько иного типа управления – государственно-общественного. Такой подход к управлению деятельностью школы предполагает не только принятие коллективных решений и организацию совместной деятельности для решения определенных проблем, но и коллективный, общественный характер контроля, повышение персональной ответственности каждого за качество результата. Общественная экспертиза эффективности инновационной деятельности, в которой принимает участие общественность, структурные подразделения и службы школы, строится на демократических началах, уважении и доверии. В результате взаимодействия всех участников образовательного процесса по разносторонним горизонтальным и вертикальным связям, управление возникающее «изнутри» станет своеобразным гарантом системного, целевого, гибкого управления образовательным учреждением. Построенное таким образом социальное взаимодействие, проектируемое и организуемое школой, будет способно создать психолого-педагогические и социокультурные условия для повышения качества образования учеников.

Здоровьесбережение участников образовательного процесса. Организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума и т

  7.Цели и задачи программы.

Цель развития школысоздание образовательного пространства через социальное партнёрство  для приобретения  опыта социального  успеха ученика и его качественного образования.

    Цель программы: создание условий для достижения нового качества образования за счет изменений в структуре управленческой деятельности; изменений в содержании и организации образовательного процесса, направленных на создание открытой, информационно насыщенной образовательной среды; обновления форм воспитательной работы; привлечения финансовых и материально-технических ресурсов.

Реализация этих целей предполагает основные задачи развития школы:

·        Использование школьного образовательного пространства для достижения     

нового качества образования;

·        Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, патриота России, ориентированного на приоритет общечеловеческих ценностей;
  • Развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;
  • Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,  самообразования и самореализации личности;
  • Систематическое обновление содержания  образования и воспитания;
  • Разработка  системы оценки качества образовательной деятельности школы;
  • Включение педагогического коллектива в инновационные процессы по основным направлениям программы, а также отдельных проектов;
  • Обновление системы управления школой;
  • Создание условий для повышения педагогического мастерства участников образовательного процесса;
  • Расширение базы  социального партнерства;
  • Укрепление  здоровья всех субъектов образования;

·        Расширение социальной открытости школы для окружающего его социума, как   главное условие создания условий для социализации учащихся, и как условия развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением.

 

 

8.Приоритетные направления реализации программы развития школы.

Программа   развития представляет собой нормативный управленческий документ, разработанный с учётом приоритетов и стратегии государственного образования. В программе выделены  8 направлений деятельности, которые реализуются через конкретные проекты.                              

Направления развития школы, которые  находятся в соответствии с содержанием президентской инициативы «Наша новая школа»:

8.1.         Расширение самостоятельности школы  - «Государственно- общественный характер управления».

 Основной замысел состоит в постепенном расширении полномочий общественного характера управления за счет создания разветвленной структуры участия общественности в управлении школой, повышения правовой компетентности родителей во взаимодействии со школой, постепенного перехода взаимодействия школы с социальным окружением на договорные отношения, развития правовой культуры учащихся школы. Реализация этих направлений позволит постепенно, в ходе повышения правового сознания различных субъектов образовательного процесса, передать часть управленческих полномочий общественности, родителям и учащимся.

Цель  — развитие системы государственно-общественного управления, которая позволит создать сбалансированную систему разделения ответственности за результаты образовательного процесса и повысить индивидуальную ответственность субъектов образовательного процесса за результаты образования.

 Задачи:

- создание системы общественного контроля за качеством результата образовательного процесса в школе;

- обеспечить соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности школы, в том числе при разработке и реализации основных образовательных программ; 

- создать условия для оптимизации отчетности при одновременном повышении ответственности исполнителей посредством использования электронного школьного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности школы на сайте;

-внедрение в учебный процесс электронных дневников и журналов.

 8.2. Переход на новые федеральные образовательные стандарты второго поколения в начальной школе.

  Внедрить новые образовательные стандарты в начальной школе  с 1 сентября 2011 года.

Цель: Создание условий, обеспечивающих достижение учащимися уровня образованности, которая соответствуют их личностному потенциалу. Повышение качества образования

         Задачи: в  течение всего учебного года учителям знакомиться:

с организационными и научно-методическими рекомендациями внедрения  образовательных стандартов начального общего образования в ОУ;

с материалами оценивания учебных результатов, отвечающих требованиям новых стандартов;

администрации школы ознакомиться с нормативами к общеобразовательным учреждениям так, как это принято в новой структуре стандартов.

 

 

8.3           . Совершенствование учительского корпуса –«Профессиональная компетентность учителя  как условие духовно-нравственного становления учащихся и как ресурс повышения качества образования»

Цель: Создание условий и возможностей для раскрытия творческого потенциала, профессионального мастерства каждого учителя

    Сосредоточиться на моральном и материальном стимулировании лучших учителей через конференции, сборы и фестивали, отдельные программы, конкурсы.

Задачи:

- обеспечить подготовку, участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня;

- подготовить и провести исследование соответствия уровня профессионализма учителей школы современным требованиям образования;

 - продолжить повышение квалификации в областях: применение современных информационно-коммуникационных технологий, повышение гибкости программ, вовлечение результатов ПНПО, применение механизмов нормативно подушевого финансирования.

 

8.4            «Управление качеством образования на основе образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса школы»

Идея: изменить управление образовательным учреждением ради личностного роста ребенка, повышения профессиональной компетентности педагога и выполнения образовательного заказа родителей, общественности.

Цель: проектирование и реализация эффективной модели управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс.

Задачи:

1.      Разработать и описать модель управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе.

2.      Внедрить модель управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе.

3.      Создать систему научно-методического  обеспечения  и психологического сопровождения программы управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе

4.      Разработать методические рекомендации по повышению эффективности управления школой в контексте управления качеством образования.

Объект мониторинга: качество образования, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества в отношении всестороннего развития личности школьника.

 

8.5.         Развитие школьной инфраструктуры – « Современному школьнику – современное школьное пространство»

Цель: Создание условий для успешного образования детей.

Приоритетом наряду с наращиванием темпов обновления всей инфраструктуры должно стать педагогическое осмысление того, что уже приобретено, а также педагогически осмысленное планирование новых приобретений, обсуждение новых пространственных решений для новых образовательных программ и технологий, педагогических требований к инфраструктуре образовательных программ.

Задачи:

1.     Вовлечь и обучить педагогов в сфере информационных технологий

2.     Организовать взаимодействие участников образовательного процесса

3.     Создать пространство для самореализации участников образовательного процесса с помощью информационных технологий

4.     Изменить технологии и содержание образования

5.     Создать условия для выхода учащихся, педагогов в открытое информационное пространство

 

8.6.         Развитие системы поддержки талантливых детей  - «Одаренные дети»

Цель:Создание системы работы по выявлению, развитию, сопровождению и поддержке талантливых детей.
Приоритетным в данном направлении должно стать следующее:

- согласовать все уровни системы образования  в определении понятий  «таланты», «одаренность»;

- координация усилий учреждений, занимающихся вопросами становления системы поддержки талантливых детей в селе.

Задачи:

-уделить особое внимание качественной организации мероприятий всех этапов олимпиад;

- привлекать к участию в олимпиадном движении школьников разного возраста, включая учащихся начальных классов, активно использовать дистанционные олимпиады и Интернет-олимпиады;

- вовлечь в олимпиадное движение до 50% школьников;

- продолжить работу по развитию одаренных  детей в рамках проведения конкурса лидеров детских общественных организаций, увеличить число участников конкурса социальных  проектов.

- повышать  квалификацию  педагогов, работающих с одаренными детьми;

- обеспечить помощь в деятельности детских общественных объединений, участвующих в создании системы поддержки талантливых детей.

 

8. 7.Сохранение и укрепление здоровья школьников – «Комфортная школьная среда – основа здоровья школьника»

Цель: Создание условий для успешного образования детей.
Сосредоточиться на следующих приоритетах:

- обеспечение функционирования системы выявления, диагностики, коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов;

- налаживание системы качественного питания и медицинского обслуживания в школе;

- развитие физической культуры и  массового детского спорта;

- организация отдыха, оздоровления и занятости детей;

 -внедрять  программы и методики, направленные на обучение учащихся  навыкам ответственного поведения и здорового образа жизни;

Задачи:

- продолжить создание физкультурно-спортивных секций  на базе МОУ Макеевской СОШ;

- предусмотреть средства на развитие материально-технической базы для обеспечения условий безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей, в том числе в летний период;

- продолжить приведение помещения школьной  столовой  в соответствие требованиям контролирующих органов;

- ввести в обязательный компонент оценки качества образования оценку состояния здоровья детей школы по итогам диспансеризации;

- повышать квалификацию  педагогических работников по проблеме развития и сохранения здоровья школьников.

 

 

8.8.  « Гражданско-патриотическое и духовно- нравственное воспитание гражданин»

Цель - формирование духовной, нравственно богатой личности, воспитание патриота и гражданина.

Задачи:

 - получить статус музея;

 - продолжить работу по традиционным мероприятиям;

  -  участвовать в  районных и зональных мероприятиях духовного цикла ;

- провести  акции  милосердия ;

- провести тематические вечера, интеллектуальные конкурсы, викторины читательские конференций, в т.ч. совместно с социокультурными структурами;

- организовать школьные поездки;

- провести экскурсии в школьном музее;

- продолжить сотрудничество с  организациями ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн;

- проводить работу  по благоустройству памятных мест села;

- организация встреч, конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, деловых игр по формированию правовой культуры учащихся совместно с культурными центрами и правоохранительными органами;

- проводить традиционные праздники.

 

9.     Проект плана перспективного развития школы на период до 2015 года

 План разработан в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,обсужден на педагогическом совете школы, заседаниях  Управляющего совета школы и родительского комитета школы.

План отражает стратегию развития школы, основные направления модернизации образования Российской Федерации, системы образования Зарайского муниципального района Московской  области.

В связи с переходом к ценностной парадигме (личность признается целью, субъектом, результатом и главным критерием эффективности педагогического процесса) и компетентностному подходу к организации образования важной задачей школы является поиск форм, способов, методов обучения учащихся получению конкретных практических результатов в достижении общих групповых целей создания новшеств, нововведений.

План ориентирует на сохранение основных достижений образовательной системы школы последних лет, которые заключаются:

· в создании образовательной системы, обеспечивающей возможность выбора образовательных программ в интересах развития личности ребенка;
· в формировании системы социально-педагогической защиты детей;
· в стимулировании высоких достижений учащихся и педагогов;
· в высоком уровне научно-методического сопровождения развития педагогической системы школы;
· в создании комфортной образовательной среды.

План отражает основные направления программы развития школы.

1. Переход на новые федеральные образовательные стандарты

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- качественное обновление содержания общего образования;

- рост качества знаний учащихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования;

- повышение уровня компетентности выпускников в условиях современного социально-экономического развития;

- обеспечение доступности качественного образования;

- расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;

- готовность материально-технических условий школы для введения новых образовательных стандартов;

- рост численности учащихся, обучающихся по ФГОС

   

Обновление содержания образования

1.1

Введение ФГОС начального общего образования, основного общего образования

1 класс - с 2011 г.,

5 класс –

с 2015 г

Директор, зам.директора по УВР

1.2

Мониторинг эффективности внедрения ФГОС начального общего образования.

Ежегодно

Директор, зам.директора по УВР

1.3

Разработка школьной программы организации и содержания внеурочной деятельности обучающихся во второй половине дня в начальной школе.

март

2011 года

Директор, зам.директора по УВР

1.4

Переход на новые учебно-методические комплекты начальной школы, обеспечивающие реализацию ФГОС.

2011 г.

Директор, зам.директора по УВР

1.5

Разработка и утверждение программ факультативных занятий по отдельным учебным предметам вариативной части базисного учебного плана, программ дополнительного образования школьников.

Ежегодно

Директор, зам.директора по УВР, ВР

1.6

Мониторинг демографической ситуации по микрорайону, определение перспективы комплектования начальной школы и классов в основной школе.

Ежегодно

Зам.директора по УВР,социальный педагог

Оценка качества результатов обучения на всех ступенях общего образования

1.7

Участие в итоговой аттестации учащихся начальной школы.

Входной контроль по математике и русскому языку в 5-х классах.

Работа по плану-графику подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии.

Ежегодно

сентябрь

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

Новшества в технологиях обучения, воспитания, развития учеников

1.8

Введение в учебно-воспитательный процесс образовательных технологий: модульной, ИКТ, личностно ориентированной, проектной, диалоговой, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах.

2011-2015 гг.

Зам.директора школы по УВР, ВР

Формирование духовной, нравственно богатой личности

1.9

Организация экскурсий в музеи, посещение театров, выставок, православных фестивалей

В течение всего периода

Классные

руководители

Воспитание патриота и гражданина

1.10

Участие  в Рожновском православном фестивале.

2011-2015уч.г.

Классные руководители

1.11

Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн (проведение классных часов, поздравления ветеранов войны и труда с праздниками, организация для них праздничных школьных концертов)

Ежегодно

классные руководители

Зам.директора школы по ВР

1.12

Работа по благоустройству памятных мест села.

В течение всего периода

Зам.директора школы по ВР

1.13

Экскурсии по памятным местам села, района, области

В течение всего периода

Классные руководители

Зам.директора школы по УВР

1.14

Организация встреч, конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, деловых игр по формированию правовой культуры учащихся

Ежегодно

Учитель истории и обществознания

         

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- создание условий для оптимального развития одаренных детей;

- рост количества учащихся, участвующих в муниципальных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;

- рост количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

- повышение ИКТ- компетентности учащихся

   

2.1

Участие школьников в конкурсах, соревнованиях, смотрах разного уровня, олимпиадах.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

2.2

Проведение школьного конкурса «Ученик года», «Класс года»

Ежегодно

Зам.директора школы по ВР

2.5

Проведение предметных недель.

По плану работы школы

Учителя-предметники

2.6

Проведение классных часов «Я успешен» с приглашением людей, имеющим профессиональные достижения

Ежегодно

Зам.директора школы по ВР

2.7

Совершенствование системы работы в школе с портфолио учащегося.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР ,ВР

3. Развитие учительского потенциала

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- сохранение доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, при прохождении аттестации в новой форме;

- увеличение числа молодых специалистов, привлеченных к педагогической деятельности;

- совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы;

- повышение ИКТ- компетентности педагогов школы

   

Повышение профессионального мастерства учителей-предметников

3.1

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

В течение всего периода

Директор

3.2

Участие в школьных, районных и краевых научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, направленных на повышение квалификации педагогов.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

3.3

Проведение мастер – классов, открытых мероприятий педагогами школы.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

3.4

Реализация плана курсовой подготовки педагогов школы.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

3.5

Подготовка публикаций педагогов в средствах массовой информации.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

3.6

Пополнение школьной медиатеки передового педагогического опыта «Уроки педагогического мастерства».

В течение всего периода

учителя-предметники зав.библиотекой

3.7

Совершенствование системы работы в школе с портфолио педагога.

2011-2012 уч.г

Зам.директора по УВР

3.8

Совершенствование механизма материального и морального стимулирования учителей, дифференциации заработной платы педагогов в зависимости от качества предоставления образовательных услуг.

В течение всего периода

Директор

3.9

Апробация новой формы аттестации педагогических кадров.

2011-2012 уч.г

Директор, зам.директора по УВР

Повышение профессионального мастерства классных руководителей

3.12

Участие в школьном конкурсе «Лучший класс года»

Ежегодно

Зам.директора школы по ВР

4. Развитие школьной инфраструктуры

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- развитие материально- технической базы школы, повышение уровня обеспечения современным учебным оборудованием;

- образование и включение в школьную инфраструктуру новых составляющих;

- создание единой образовательной информационной среды;

- расширение области взаимодействия школы с другими организациями;

- расширение возможностей организации внеклассной работы, дополнительного образования

   

Обновление материально-технической базы

4.1

Мониторинг оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Ежегодно

Директор

4.2

Пополнение библиотечного фонда, мультимедиатеки современными учебно-методическими комплексами, информационными цифровыми ресурсами.

Ежегодно

Директор,

зав.библиотекой

4.3

Оснащение кабинетов школы современными учебно-дидактическими материалами, электронными образовательными ресурсами.

В течение всего периода

Директор

4.4

Проведение текущего ремонта здания школы

Ежегодно

Директор, завхоз

4.5

Благоустройство пришкольного участка.

Ежегодно

Зам.директора школы по ВР,завхоз

4.6

Организация постоянного доступа в Интернет и использования возможностей сети в обучении и внеклассной работе

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, учитель информатики

4.7

Организация работы программы «Электронный дневник», «Электронный журнал»

2012-2014 уч.г.

Директор, зам.директора по УВР

4.8

Переход на электронный школьный документооборот

2012-2013 уч.г.

Администрация

Формирование единого образовательного пространства

4.9

Разработка совместных планов работы школы и отдела по делам несовершеннолетних

В течение всего периода

Зам.директора школы по ВР, социальный педагог

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- создание здоровьесберегающих условий обучения, обеспечивающих укрепление здоровья учащихся;

- сохранение показателей состояния здоровья школьников и педагогов;

- достижение высокого уровня мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;

- увеличение количества учащихся, вовлеченных во внеклассную спортивную деятельность

   

5.1

Реализация школьного проекта по ЗОЖ

В течение всего периода

Зам.директора школы по ВР, социальный педагог

5.2

Организация и проведение спортивных мероприятий с детьми и родителями на базе школы.

В течение всего периода

Учитель

физкультуры, кл. руководители

5.3

Проведение Дней безопасности.

Ежегодно

Учитель ОБЖ

5.4

Организация работы пришкольного оздоровительного лагеря в период школьных каникул

Ежегодно

Зам.директора школы по ВР

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся

5.6

Мониторинг состояния здоровья учеников 1-9 классов. Регулярное проведение медосмотров обучающихся

В течение всего периода

Зам. директора по УВР,

Фельдшер ФАП

5.7

Организация горячего питания

В течение всего периода

Зам.директора школы по ВР,

Аниськина И.М,

5.8

Проведение контроля выполнения санитарных правил

В течение всего периода

Администрация школы

5.9

Использование в образовательном процессе физкультурных минуток на основе комплексов упражнений, рекомендованных СанПиН

В течение всего периода

Администрация школы, учителя-предметники

5.10

Работа лектория по профилактике алкогольной и наркотической зависимости для учащихся (совместно с медучреждениями)

В течение всего периода

Социальный педагог

5.11

Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения, общешкольных Дней здоровья (ежемесячно)

В течение всего периода

учитель физкультуры Зам.директора школы по ВР

5.12

Профилактическая витаминизация

В течение всего периода

Фельдшер ФАП

5.13

Организация индивидуального обучения детей-инвалидов

С апреля 2011 г.

Зам.директора поУВР

5.14

Модернизация системы пропускного режима

2013 г.

Администрация

5.15

Проведение специальных воспитательных мероприятий для детей с девиантным поведением:

- раннее выявление и учет детей с девиантным поведением;

- посещение на дому совместно с представителями отдела по делам несовершеннолетних и родительским комитетом;

- работа школьной педагогической комиссии;

- организация внеурочной занятости и организация летнего отдыха

Ежегодно

Директор школы,  социальный педагог

классные руководители,

Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов

5.18

Создание уголка «психологической разгрузки» для педагогов

2011 г.

Директор, профком

5.19

Проведение профилактических медицинских осмотров

Ежегодно

Директор школы

6. Расширение самостоятельности школы

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- повышение конкурентоспособности школы в районном образовательном пространстве;

- модернизация деятельности органов самоуправления;

- повышение эффективности государственно-общественной формы управления школой;

- создание условий для перехода школы в статус бюджетного учреждения

   

Обновление финансирования школы

6.1

Переход на нормативное подушевое финансирование учреждения.

2011 г.

Директор

6.2

Переход в статус бюджетного учреждения

К 2011 г.

Директор

6.3

Привлечение спонсорских средств для разработки проектов, требующих вложений в школьную инфраструктуру

В течение всего периода

Директор

Деятельность органа государственно-общественного управления

6.4

Активизировать деятельность  Управляющего  Совета школы в решении вопросов образовательного учреждения

В течение всего периода

Директор

6.5

Подготовка публичных отчетов о деятельности школы

Ежегодно

Администрация

6.6

Размещение информации о деятельности школы на школьном сайте, в средствах массовой информации

В течение всего периода

Директор, Зам.директора школы по УВР,ВР, учителя

Развитие опыта ученического самоуправления

6.7

Активизация работы совета старшеклассников школы

2010-2011 уч.г

Зам.директора школы по ВР

6.8

Участие активов классов в проведении проверок по выполнению правил внутреннего распорядка школы, организация дежурства по школе

В течение всего периода

Кл. руководители Зам.директора школы по УВР

6.9

Совершенствование коллективно-организаторской деятельности ученического актива через традиционные школьные мероприятия

В течение всего периода

Кл. руководители

6.10

Возрождение престижности занятий общественно полезным трудом

В течение всего периода

кл. руководители Зам.директора школы по ВР

 

10. Этапы реализации программы развития

Для реализации программы развития спланированы следующие этапы работы:

I — (2010-2011 учебный год) — организационный этап,

II — (2011-2012 учебный год) — реализация проекта,

III — (2012-2013 учебный год) — обобщение опыта.

11. Ожидаемый конечный результат

     1. Наличие единой нормативно-правовой и концептуальной основы субъектов образовательного пространства (социальных партнеров)

· Нормативно-правовая база

· Программа развития школы

· Сформулированный социальный заказ

·Социальная успешность ученика.  

 2. Наличие системосвязующих отношений

· Осведомленность педагогов о деятельности и перспективах развития других социокультурных учреждений.

· Организация взаимодействия различных учреждений.

· Повышение охвата обучающихся услугами дополнительного образования в положительной динамике

· Повышение роли и статуса Управляющего совета  через управление реализацией программы развития школы.

    3. Определение эффективности влияния воспитательного пространства на процесс становления личности через отслеживание следующих показателей:

· гуманистическая направленность педагогической концепции образования.

· авторитетность школы у учащихся, родителей, СМИ в положительной динамике

· комфортность самочувствия учащихся, родителей, педагогов и удовлетворенность жизнедеятельностью школы в положительной динамике

· уровень воспитанности учащихся в положительной динамике

· уровень социальной и гражданской зрелости выпускников в положительной динамике

· повышение качества образования в положительной динамике

· результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней в положительной динамике

· положительная динамика показателей здоровья учащихся

· трудоустройство сразу после окончания школы и успешность социализации через 5,10 лет после окончания школы (отсроченный результат) в положительной динамике

12. Управление программой

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы.

Основная функция директора - координация усилий всех участников образовательного процесса через совет школы, педсовет, школьные методические объединения, органы самоуправления школьников.

Основная функция заместителя директора - оперативное управление процессом воспитания и обучения, осуществление мотивационной, информационно – аналитической, организационно – исполнительной, контрольно – регулирующей и оценочно – результативной функций.